АвторСообщение
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 22:59. Заголовок: Красноводск гео… (продолжение)



 цитата:
Красноводск гео…
Самое значимое, что происходит в виртуальном городе – это то, что именно в нём пишется альтернативная (дополнительная история города). И в этой истории, мне кажется, важен каждый раздел и каждая страница. Одним из интереснейших разделов истории Красноводска является его гео…Тут я задумываюсь: гео…логия? Гео…физика? Гео…графия? Словом – Гео, Земля, на которой стоит Красноводск, со всеми её причудами землетрясениями, нефтяными запасами, геологией. И благодаря особенности которой он и стал тем, что он есть: крупнейшим до недавнего времени портом на восточном побережье Каспия, начальным пунктом Среднеазиатской ж.д., крупнейшим нефтеперерабатывающим центром (кажется – самым крупным в СССР) и т.д.

Начать этот раздел меня побуждает также зримая и незримая связь двух моих малых родин – Красноводска и Саратова. Исторически эта связь определилась не только именем А. Бековича-Черкасского, получившего от Петра I в награду за каспийские экспедиции земли в Саратовской губернии (его имя – Беково – носит райцентр на берегу реки Хопёр, сейчас - Пензенской области). Но и двумя переселениями – моих предков в 30-х и моего поколения в 60-х – 80-х годах прошлого века.

А есть и другие связи – геологические. Эта интереснейшая страница истории Красноводска приоткрылась мне сравнительно недавно, после Небит-Дагского (Балханского) землетрясения 6 декабря 2000 года, удивительным образом докатившегося до Саратова. Тогда я познакомился с работами саратовских геофизиков, обративших внимание на удивительное геологическое образование, соединяющее Красноводск и, как ни странно, Саратов. Со временем я постараюсь написать об этом. А ещё одной из ненаписанных страниц в разделе Гео является страница о вкладе Красноводска в исследовании нефтегазовых запасов Каспия.

Морская геофизическая
Сейчас улица Шаумяна, поднимаясь вверх, плавно переходит в улицу, ведущую в Черемушки (как она, интересно, называется?) и переходящую в проспект Ленина (Махтум –Кули?). В моё же время улица Шаумяна как бы упиралась в улицу Мопра (сейчас, наверное, Зелили). И там, где упиралась, по Мопра, находились ворота в неприметную организацию с названием НИМГЭ. Аббревиатура означала: Научно-исследовательская Морская Геофизическая Экспедиция.

Просуществовала она в городе чуть дольше года, недолго сохранялся в городе и след её пребывания, а теперь исчез, видимо, и вовсе. Мне довелось поработать в ней примерно половину времени базирования экспедиции в Красноводске и, думаю, стоит осветить эту страничку красноводской истории. Работы экспедиции на Каспии оставили больше, чем просто след. Они дали толчок к зарождению города и порта Шевченко (ныне Актау). И стало это возможным благодаря открытию месторождений нефти, как на материковой части Мангышлака, так и на его шельфе. Не осталась в накладе и Туркмения. Сегодняшние её нефтегазовые месторождения на шельфе открыты НИМГЭ.

Собственно НИМГЭ начинала свою работу как Челекенская экспедиция. Лишь в 1960 году встал вопрос о переводе её на Чёрное море в Геленджик при сохранении на Каспии специального подразделения. Это то подразделение и базировалось на улице Мопра. Кроме того, оно имело ремонтные мастерские и радиостанцию чуть далее того места, где заканчивалась улица Советская (за кассой опреснителя), на пологом склоне горы. Сердцем же экспедиции были две морские геофизические партии. Каждая партия состояла из двух судов – собственно геофизического и вспомогательного (небольшого портового буксира).

Геофизическими судами служили обычные суда, на которых устанавливались сейсмические станции и оборудовались жилые места для состава геофизической партии. Одним таким судном стал морской буксир В.Маяковский, другим – переделанный минный тральщик № 148 довоенной постройки Академик Гамбурцев. Это имя тральщику было присвоено после кончины в 1959 году выдающегося учёного, заложившего основы морской геофизики. И служил тральщик в качестве геофизического судна после войны ещё довольно долго. Лишь в 1988 году это же имя было по традиции присвоено новому геофизическому судну.

Что же конкретно делала экспедиция? Грубо говоря – производила взрывы на морской поверхности. До 200 взрывов в день – по взрыву каждые 2 минуты. (Это называлось «пробивка профиля»). А отражения взрывной волны от слоёв породы фиксировала специальной многоканальной сейсмоаппаратурой. Расшифровкой кривых, записанных на специальной бумаге, занималась камеральная лаборатория. Она то и располагалась на ул. Мопра. По записям и можно было судить о наличии пород, предполагавших нефть или газ. Процесс был весьма занимательным, случались самые невероятные казусы, но это отдельный рассказ.

На В.Маяковском мне довелось сходить в несколько коротких – до нескольких дней –рейсов в район острова Огурчинский и банки Жданова (около Челекена). Остальное время я проработал на Академике Гамбурцев при проведении геофизических исследований в треугольнике Махачкала – Гурьев – Баутино (форт Шевченко). У меня сохранился снимок этого тральщика во время стоянки его в городе Гурьев у берега реки Урал. На снимке можно видеть и самого автора – со спины, на борту корабля.

Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его. Из тех, кого помню, могу ещё назвать двух Коганов. Один был, кажется, старшим геофизиком, или, даже начальником партии, другой – его брат – рабочим; помню и геофизика Костю Бабенко. Очень хорошо знал Анатолия Аверьянова – главного механика на В.Маяковском. Сам он – из Баку, но основательно в то время осел в Красноводске, мы сдружились и очень долго поддерживали связь. Возможно, кто-то подскажет их теперешнее местожительство.







не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 1 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 1 [только новые]


постоянный участник




Откуда: РФ, Волгодонск Ростовская обл.
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.01.10 01:09. Заголовок: Честно говоря, тоже ..


Честно говоря, тоже не знаю, имеет ли это отношение к Красноводску, но за ссылочку большое спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 91
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет