АвторСообщение
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.11.07 22:59. Заголовок: Красноводск гео…



 цитата:
Красноводск гео…
Самое значимое, что происходит в виртуальном городе – это то, что именно в нём пишется альтернативная (дополнительная история города). И в этой истории, мне кажется, важен каждый раздел и каждая страница. Одним из интереснейших разделов истории Красноводска является его гео…Тут я задумываюсь: гео…логия? Гео…физика? Гео…графия? Словом – Гео, Земля, на которой стоит Красноводск, со всеми её причудами землетрясениями, нефтяными запасами, геологией. И благодаря особенности которой он и стал тем, что он есть: крупнейшим до недавнего времени портом на восточном побережье Каспия, начальным пунктом Среднеазиатской ж.д., крупнейшим нефтеперерабатывающим центром (кажется – самым крупным в СССР) и т.д.

Начать этот раздел меня побуждает также зримая и незримая связь двух моих малых родин – Красноводска и Саратова. Исторически эта связь определилась не только именем А. Бековича-Черкасского, получившего от Петра I в награду за каспийские экспедиции земли в Саратовской губернии (его имя – Беково – носит райцентр на берегу реки Хопёр, сейчас - Пензенской области). Но и двумя переселениями – моих предков в 30-х и моего поколения в 60-х – 80-х годах прошлого века.

А есть и другие связи – геологические. Эта интереснейшая страница истории Красноводска приоткрылась мне сравнительно недавно, после Небит-Дагского (Балханского) землетрясения 6 декабря 2000 года, удивительным образом докатившегося до Саратова. Тогда я познакомился с работами саратовских геофизиков, обративших внимание на удивительное геологическое образование, соединяющее Красноводск и, как ни странно, Саратов. Со временем я постараюсь написать об этом. А ещё одной из ненаписанных страниц в разделе Гео является страница о вкладе Красноводска в исследовании нефтегазовых запасов Каспия.

Морская геофизическая
Сейчас улица Шаумяна, поднимаясь вверх, плавно переходит в улицу, ведущую в Черемушки (как она, интересно, называется?) и переходящую в проспект Ленина (Махтум –Кули?). В моё же время улица Шаумяна как бы упиралась в улицу Мопра (сейчас, наверное, Зелили). И там, где упиралась, по Мопра, находились ворота в неприметную организацию с названием НИМГЭ. Аббревиатура означала: Научно-исследовательская Морская Геофизическая Экспедиция.

Просуществовала она в городе чуть дольше года, недолго сохранялся в городе и след её пребывания, а теперь исчез, видимо, и вовсе. Мне довелось поработать в ней примерно половину времени базирования экспедиции в Красноводске и, думаю, стоит осветить эту страничку красноводской истории. Работы экспедиции на Каспии оставили больше, чем просто след. Они дали толчок к зарождению города и порта Шевченко (ныне Актау). И стало это возможным благодаря открытию месторождений нефти, как на материковой части Мангышлака, так и на его шельфе. Не осталась в накладе и Туркмения. Сегодняшние её нефтегазовые месторождения на шельфе открыты НИМГЭ.

Собственно НИМГЭ начинала свою работу как Челекенская экспедиция. Лишь в 1960 году встал вопрос о переводе её на Чёрное море в Геленджик при сохранении на Каспии специального подразделения. Это то подразделение и базировалось на улице Мопра. Кроме того, оно имело ремонтные мастерские и радиостанцию чуть далее того места, где заканчивалась улица Советская (за кассой опреснителя), на пологом склоне горы. Сердцем же экспедиции были две морские геофизические партии. Каждая партия состояла из двух судов – собственно геофизического и вспомогательного (небольшого портового буксира).

Геофизическими судами служили обычные суда, на которых устанавливались сейсмические станции и оборудовались жилые места для состава геофизической партии. Одним таким судном стал морской буксир В.Маяковский, другим – переделанный минный тральщик № 148 довоенной постройки Академик Гамбурцев. Это имя тральщику было присвоено после кончины в 1959 году выдающегося учёного, заложившего основы морской геофизики. И служил тральщик в качестве геофизического судна после войны ещё довольно долго. Лишь в 1988 году это же имя было по традиции присвоено новому геофизическому судну.

Что же конкретно делала экспедиция? Грубо говоря – производила взрывы на морской поверхности. До 200 взрывов в день – по взрыву каждые 2 минуты. (Это называлось «пробивка профиля»). А отражения взрывной волны от слоёв породы фиксировала специальной многоканальной сейсмоаппаратурой. Расшифровкой кривых, записанных на специальной бумаге, занималась камеральная лаборатория. Она то и располагалась на ул. Мопра. По записям и можно было судить о наличии пород, предполагавших нефть или газ. Процесс был весьма занимательным, случались самые невероятные казусы, но это отдельный рассказ.

На В.Маяковском мне довелось сходить в несколько коротких – до нескольких дней –рейсов в район острова Огурчинский и банки Жданова (около Челекена). Остальное время я проработал на Академике Гамбурцев при проведении геофизических исследований в треугольнике Махачкала – Гурьев – Баутино (форт Шевченко). У меня сохранился снимок этого тральщика во время стоянки его в городе Гурьев у берега реки Урал. На снимке можно видеть и самого автора – со спины, на борту корабля.

Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его. Из тех, кого помню, могу ещё назвать двух Коганов. Один был, кажется, старшим геофизиком, или, даже начальником партии, другой – его брат – рабочим; помню и геофизика Костю Бабенко. Очень хорошо знал Анатолия Аверьянова – главного механика на В.Маяковском. Сам он – из Баку, но основательно в то время осел в Красноводске, мы сдружились и очень долго поддерживали связь. Возможно, кто-то подскажет их теперешнее местожительство.







не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 1 
Профиль
Ответов - 204 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]


Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.07 01:16. Заголовок: Спасибо администрато..


Спасибо администратору! Благодаря ему появился мой аватор. Это я сам, во время купания в Крещенье 19 января 2007 г. в Волге. Зима была тёплой и Волга толком не замёрзла. Пришлось расталкивать всякую ледяную шелупень, чтобы окунуться. Саратовцы надеются. что в этом году Волга всё таки замёрзнет и станет возможным проделать полынью. Такие вот у нас зимой забавы.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
misha.o.
постоянный участник


Откуда: Израиль, Красноводск-Ашдод
ссылка на сообщение  Отправлено: 30.11.07 22:25. Заголовок: можно позавидовать, ..


можно позавидовать, у нас такой возможности нет да и смельчаков наверное не найдется
про морских геологах интересно, об этом первый раз слышу.

Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 16:58. Заголовок: misha.o. пишет: мож..


misha.o. пишет:

 цитата:
можно позавидовать, у нас такой возможности нет да и смельчаков наверное не найдется


Может показаться маловероятным, но приобщился я к зимнему купанию в Красноводске. И даже дата врезалась в память. Случилось это вовсе даже не зимой, а 4 ноября 1955 года. Мне и другу моему, однокласснику Валере Кирпалю (мы учились в 4-й школе, в 10-м классе), как то вдруг взбрело в голову совершить подобное окунание совсем не в летнее время.
Жили мы рядом: я - на Шаумяна 16, Валера - почти напротив Форта Столетова - тогда - аптеки №10, за забором, во дворе какого-то штаба Там два дома и сейчас стоят, буквой "Г". Тот дом, что лицом к форту - жилой, для высокопоставленных военных.
Так что состыковаться - не было проблемы. Попробовали, почувствовали, что самоуважение вроде поднялось (в теперешней терминологии - вырос статус). Стали по утрам бегать на купалку (так тогда и говорили - "на купалку"). Красноводчане со стажем помнят это интересное "Т" - образное сооружение между станцией ОСВОДА с вышкой для прыжков и мостками для насосной опреснителя.
На левом конце перекладины "Т" была мужская "купалка" с бассейном и чем-то вроде раздевалки, на другом конце (между ними - метров 25-30) - аналогичная женская. Сначала просто окунались, затем стали проплывать небольшое расстояние. Продолжалось это до того, как появился небольшой ледяной припай у берега. Солёная вода замерзает не при нуле градусов, а несколько ниже - примерно при минус четырёх. Стало как то холодновато и купание было прервано почти до марта. Зато в марте, расхрабрившись, мы совершали проплывы между мужской и женской купалками. Жизнь складывалась так, что подобное "моржевание" я больше не повторял более 50 лет. Но, кажется, в 1998 году саратовский губернатор Дмитрий Аяцков вздумал возродить старинный русский обычай купаться на Крещенье (19 января) в проруби. Тут то я и вспомнил старый свой опыт и на глазах губернатора и окружающей его свиты проплыл в специально проделанной полынье метров 12-15 - туда и обратно (согрел воду, говорят в таком случае). С тех пор купаюсь не только на Крещенье, но и при любом подходящем случае. Кстати говоря, с тех пор увлечение ледовой купелью стало в Саратове массовым - на Крещенье выходят к теперь уже почти официальной проруби (дежурят спасатели, скорая помощь, милиция, приезжают члены правительства) сотни горожан. Так что, - никакого героизма. Всего лишь, как говорится: дружи с природой - и будь здоров! Чего всем красноводчанам и желаю.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
misha.o.
постоянный участник


Откуда: Израиль, Красноводск-Ашдод
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 18:12. Заголовок: вот как выглядела ст..


вот как выглядела старая купалка помню смутно хотя когда был маленьким ходили мы туда часто, но потом ее закрыли из-за санитарного состояния воды а где то в начале шестидесятых она горела и ее затем реконструировали под гребную базу изменив сильно первоначальный вид, но лягушатники и вышка остались.

Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 23:49. Заголовок: http://keep4u.ru/img..



Пробую вставить в сообщение фото геофизического корабля "Академик Гамбурцев" на стоянке в Гурьеве у берега реки Урал. На борту корабля, спиной к зрителю, в плавках - я сам.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 01:11. Заголовок: Юрий пишет: Пробую ..


Юрий пишет:

 цитата:
Пробую вставить в сообщение фото геофизического корабля "Академик Гамбурцев" на стоянке в Гурьеве у берега реки Урал. На борту корабля, спиной к зрителю, в плавках - я сам.





Откуда: Туркменистан, Ашхабад

ссылка на сообщение Отправлено: 14.11.07 10:28. Заголовок: И еще http://i034.ra..

И еще
Вот этот снимок effendy из фотораздела форума навёл меня на воспоминания о НИМГЭ и, вообще, на тему Красноводск Гео... Таково свойство виртуального мира.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 01.12.07 23:52. Заголовок: Ура! Наконец-то я, д..


Ура! Наконец-то я, дубина, освоил вставку фото в текст!

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Степа



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 16:00. Заголовок: Юрий пишет: Ура! На..


Юрий пишет:

 цитата:
Ура! Наконец-то я, дубина, освоил вставку фото в текст!

А я все еще дубина....

Спасибо: 0 
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.07 00:20. Заголовок: Юрий пишет: Ура! На..


Юрий пишет:

 цитата:
Ура! Наконец-то я, дубина, освоил вставку фото в текст!


"Академик Гамбурцев", бывший минный тральщик или минный заградитель, после войны был переделан в геофизическое судно. Переделка заключалась в установке на корме геофизической сейсмостанции (её будка видна на снимке), и приспособления кормового трюма под складирования полтонны тротиловых шашек - они служили для создания звуковой волны за счёт их подрыва. Под кабиной, за стеной трюма располагался кубрик геофизиков (команда корабля размещалась в носовом кубрике). К геофизическому оборудованию относилась и система радионавигации, позволяющая устанавливать координаты судна с точностью до нескольких метров, располагавшаяся в рубке. Зто было моё хозяйство - я работал радиотехником, а не геологом, и не геофизиком. Но для практики попробовал себя ещё в нескольких ролях. Всего на судне было около 30 человек команды и чуть более десяти - геофизического состава. За кабиной, на самой корме устанавливались две лебёдки. Одна - для буксировочного троса шлюпки, другая - для замечательного устройства под названием "коса". В следующий раз расскажу, как использовались эти атрибуты во время работы.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 31.12.07 00:24. Заголовок: Юрий пишет: "..


Юрий пишет:

 цитата:


"Академик Гамбурцев", бывший минный тральщик или минный заградитель, после войны был переделан в геофизическое судно. Переделка заключалась в установке на корме геофизической сейсмостанции (её будка видна на снимке), и приспособления кормового трюма под складирования полтонны тротиловых шашек - они служили для создания звуковой волны за счёт их подрыва.


Хочется перед Новым годом закончить рассказ о Морской геофизической экспедиции и удивительной судьбе корабля "Академик Гамбурцев".


Морская геофизическая…
(продолжение)
На снимках из космоса хорошо видно, что Красноводск расположен на полуострове, прижавшимся к подножью Куба-Дага, - тёмно-жёлтой обрывистой стене красноводского плато, высотой в пике 268 м (так, по крайней мере, указано в книге Н. Скосырева «Туркменистан»), омываемом бухтами (Соймонова и Муравьёва).

И на самом полуострове, местами почти у самого берега, возвышаются скалистые вершины «гор», почти чёрного цвета, называемые на самые разные лады: Шегедам (на первой известной карте Красноводска 1908 года), Шекодам, Шакодам, Шако Дам, Шаходам, Шахадам (так и будем его называть дальше) и – в исторической литературе – Шах Гадам. Последнее название переводится как «ступня шаха» (может правильнее было бы – «ступень шаха?), но почему так названо место, неизвестно.

Что за чудная география? Будто когда-то от плато оторвалась и куда-то провалилась его часть, оставив над гладью моря лишь скалистые вершины. В этот провал Каспий тысячелетиями наносил песок, образовав, в конце концов, полуостров. Это не только предположение.

И геологические данные указывают на то, что красноводский берег и далее плато – до гор Большой и Малый Балхан у города Небит-Даг - являлись когда-то продолжением главного Кавказского хребта. Есть тектоническая карта, очень наглядно показывающая эту связь. Выделяется на ней и Шахадам (вся информация имеется в Интернете).

На карте глубин Каспия также хорошо видно относительное мелководье, полосой протянувшееся от красноводского берега (полуострова Челекен) к бакинскому – Апшеронскому полуострову. Мелководье называется Апшеронский (иногда - Апшеронско-Челекенский) порог. Наибольшая глубина над порогом – около 250 метров, в то время как по обе стороны от него располагаются впадины: глубиной до 800 метров к северу, и более километров (1025 м) к югу.

Если эти карты сопоставить с картой-схемой нефтяных и нефтегазовых месторождений, расположенных между Красноводском и Баку, то становится очевидным, что пятна месторождений протянулись от берега до берега по линии мелководья – по подводному хребту или порогу. Их будто что-то выдавило из глубин земли, как если бы гигантская глыба вдавилась в глину. Похоже на то, будто горный хребет вдруг обломился и...погрузился во что-то мягкое.

Такие предположения существовали испокон веку, а несколько лет назад - после Небит-Дагских землетрясений 25 ноября и 6 декабря 2000 года – версия «о чём-то мягком» подкрепилось неожиданными результатами научных расчётов, выполненных саратовскими геофизиками. Они были опубликованы в очень серьёзном научном журнале «Физика земли» (раздел «Геофизика», вып. 32, июль 2002 г.). Позже я вернусь к этой теме, поскольку «мягкое» напрямую связывает Красноводск и Саратов.

На Челекенской части «порога» располагаются мели, называемые «банками» Жданова и Ливанова. Часть геофизических изысканий НИМГЭ проводилась в районе этих банок. Процесс этот был довольно опасен для исполнителей и очень вреден для водной фауны. Настолько вреден, что через несколько лет его стали заменять более щадящими способами.

Красноводская служба «Академика Гамбурцева»
Всё началось с того, что в 1956 г. под руководством изобретателя Г.И. Рудаковского была создана первая плавучая морская пьезоприемная установка (пьезосейсмокоса - ПСК), которая позволила стать базовым методом морской геофизики. Эти сейсмокосы (ПСК-1) были установлены на переоборудованном рейдовом буксире «Владимир Маяковский» и бывшем морском катере-тральщике «Академик Гамбурцев». На судах также были установлены многоканальные сейсмостанции СС-24 конструкции В.С. Воюцкого, без которой коса бесполезна. Оба судна входили в состав Научно-исследовательской морской геофизической экспедиции (НИМГЭ) с центром в Геленджике. Каспийский же отряд экспедиции базировался в Красноводске.

Сейсмокоса – это виниловый шланг толщиной с руку, из двух соединённых частей-секций длиной по 400 метров с промежутком в сто метров. В шланге размещались сотни приёмных пьезодатчиков, соединённых проводами с корабельной сейсмостанцией. Шланг заполнялся соляркой и приобретал некоторую пловучесть. В нерабочем состоянии коса наматывалась на барабан лебёдки, размещённый на самой корме.

Исходным сигналом для начала работы всей сейсмосистемы служил подрыв заряда тротила. Взрывом возбуждались колебания так называемых упругих волн сначала в воде, затем – в слоях недр. Отражённые сигналы принимались датчиками и регистрировались на специальной ленте сейсмостанцией.

Для подрыва заряда на удалении 450 м от судна - в центре косы - буксировалась шлюпка – взрыв-пункт. В шлюпку грузилось до 1,5 тонн тротила. Обслуживали взрыв-пункт три человека: взрывник, телефонист и рабочий. Рабочий готовил заряды, подвязывая 400 граммовые шашки тротила (иногда связывая их до 5 штук) шпагатом примерно полутораметровой длины к предварительно надутым баскетбольным камерам-поплавкам.

Затем взрывник вставлял в заряд электродетонатор, опускал заряд в воду и после удаления заряда от шлюпки на 50 м и при готовности инженера-сейсмика на станции, по команде телефониста подрывал заряд нажатием на ручку взрывной машинки. Координаты каждого взрыва фиксировались с точностью до нескольких метров.

Все это происходило при непрерывном движении судна со скоростью до 4-х узлов и волне до 4-х (случалось – и до 5-ти) баллов, так что шлюпка почти прыгала по волнам. Это была довольно опасная и трудная работа. Тем более что находиться в шлюпке безвылазно приходилось по полдня. Размяться экипаж мог только в обеденный перерыв – на это время судно становилось на якорь. В тёплое время и при отсутствии сильного волнения удавалось выкроить с полчаса на любимое всеми занятие – нечто вроде ватерполо.

Это увлечение пошло на пользу делу: однажды из-за неудачно данного заднего хода на винт намотало стальной буксировочный трос шлюпки. Пришлось нырять к винту и напильником надпиливать и отрывать жилы троса одну за другой, пока не был очищен весь винт. Проделывали эту операцию мы вдвоём с Георгием Шишановым (на фото он слева) и, надо отдать должное, большую часть работы проделал он.

Для измерения координат взрывов был разработан специальный метод морской навигации. Очень упрощённо техника обеспечения точности выглядела следующим образом. На берегах Каспия, в трёх пунктах, образующих треугольник, устанавливались специальные радиопередатчики, создававшие радиополе особой конфигурации. На корабле же устанавливался трёхканальный приёмник, фиксирующий любое изменение положение судна, находящегося в радиополе. Что, в свою очередь, вызывало изменение показаний специальных счетчиков на приёмнике корабля.

Во время работы в районе челекенских банок и острова Огурчинский радиопередатчики устанавливались в Красноводске, Челекене (или Огурчинском) и, кажется, Махачкале. При работе в северной части Каспия - около порта Баутино (форт Шевченко) - в Махачкале, Гурьеве и Баутино. Моя работа заключалась в обеспечении работы радиоприёмной системы, - попросту, - я был «радиоштурманом». Работали мы в паре и одновременно со штурманом-гидрографом, который прокладывал курс на обычной карте.

После каждого взрыва (а их производилось до 200 в день) водная поверхность в месте взрыва покрывалась белым слоем оглушённой кильки и иной мелкой рыбы, на которую тут же набрасывалась стая чаек, постоянно сопровождавшая судно. Но среди кильки обязательно находилось и несколько оглушённых осетров.

Матросы вспомогательного судна, обычно – портового буксирчика, баграми втаскивали на палубу наиболее крупные рыбины и вечером, когда заканчивалась дневная работа (на ночь суда вставали на якорь), подходили к головному судну и делились «добычей». Иные осётры были больше роста человека.

Через несколько дней после начала работы оба судна походили на какой-то рыбный базар – все стены рубок были увешены подсоленной осетриной, обёрнутой в бумагу. Так она вялилась и через некоторое время становилась балыком. Отварная же осетрина подавалась на завтрак, обед, ужин и вообще - в любое время в неограниченном количестве.

А при каждом нашем заходе в Гурьев или Баутино почтовые отделения пропитывались запахом осетрины: многие члены экспедиции отправляли родным посылки с готовым балыком, а то и с чёрной икрой. Её предлагали нам обработчики рыбы с рыболовецких баз, стоящих на рейде в море у устья реки Урал. Балык спасал и самих геофизиков во время волнения в 4-5 баллов - он полностью снимал синдром «морской болезни». Возвращение в Красноводск напоминало возвращение с трофеями с войны.

Добытые таким варварским способом «дары моря» добавлялись к семейному бюджету прямо или через продажу на рынке, и в то время купить балык по очень низкой цене было делом обычным. Сама же экспедиция почти в полном составе дня три не вылезала из ресторанов. В основном - тех самых, которые перечислил в своих воспоминаниях Ю. Астанский: «Каспий» на Шаумяна, рестораны морского, реже - железнодорожного вокзалов.

Впрочем, ресторан был точкой притяжения и в Гурьеве, куда мы заходили чтобы пополнить запасы продовольствия и боеприпаса. После корабельной пищи почему то хотелось ресторанной, а после «сухого закона», действовавшего в море, трудно было обойтись без бутылки другой вина к обеду. Это называлось «трёхрублёвое счастье». «Счастье», случалось, завершалось происшествиями.

Так, однажды механик корабля сотоварищи отправились за покупкой пары ботинок. Обновку решили, естественно, «обмыть» в ресторане. Ближе к вечеру на корабль собрались все участники похода за ботинками и торжества по этому поводу, кроме самого виновника торжества. Пришлось снаряжать розыскную команду. К счастью, виновник объявился сам, но - со стороны противоположного берега – из воды - и потребовал от вахтенного матроса, чтобы тот спустил ему шторм-трап – верёвочную лестницу.

История, с его слов, выглядела следующим образом. Сначала он якобы никак не мог найти мост через реку Урал, чтобы перейти на тот берег, к которому был причален корабль. Потом его стала преследовать какая-то собака, «бешенная, как беляки, напавшие на Чапаева». Он отбивался имевшимся оружием, то есть – сняв ботинок. И тут увидел свой корабль, стоящий, почему-то, у противоположного берега. Чтобы не проделывать обратный путь к мосту через территорию, занятую бешеной собакой, он, как истинный моряк, поступил просто: вспомнив Василия Чапаева, пустился вплавь к кораблю. И, в отличие от народного героя, переплыл Урал благополучно. Правда, ботинок остался только на одной ноге, но это уже мелочи.

Применявшийся нами способ сейсморазведки хотя и позволял быстро отработать большие площади, и способствовал открытию многих нефте- и нефтегазовых месторождений, был, конечно, величайшим варварством, что понимали все. И потому очень скоро геофизики стали отрабатывать иные способы производства «упругих волн», более щадящие фауну моря. Благодаря же исследованиям, проведённым в 1961 году «Академиком Гамбурцевым», недалеко от Баутино и форта Шевченко вырос город и порт Шевченко (ныне Актау), а у берегов Туркмении были открыты нефтегазовые месторождения, которые она только сейчас готовится осваивать.

Что касается «Владимира Маяковского», судна также геофизического назначения, то он всё это время производил работы на юге Каспия, вплоть до берегов Ирана, но результаты тех исследований не оставили такого следа, как работы судна «Ак. Гамбурцев».

Из истории корабля
Здесь я, по примеру Ю. Астанского, делаю оговорку: «Для тех, кому интересно». И дописываю: «Углубляться в историю».
Благодаря Интернету, удалось отыскать некоторые сведения о корабле, который в бытность свою судном Красноводской НИМГЭ сыграл весьма значительную роль в освоение нефтегазовых площадей Каспия.
До появления его в роли геофизического судна, «Академик Гамбурцев», ещё не имевший этого названия, а только бортовой номер, послужил в составе военно-морских сил СССР.

Изготовление таких кораблей началось сразу на трёх Ленинградских заводах во время Отечественной войны по так называемому «ленинградскому проекту». Его особенностью стало то, что проект 253 («МТ»), разработанный ещё в июле 1941 года, был изменён в соответствии с возросшими требованиями и «спецификой» производства в блокадном городе. Габариты тральщика отличались от серии 253Л-I (МТ-1) к серии 253Л-II (МТ-2) в интервале (цифры усреднены): водоизмещение – 116 – 150 тн.; размерения – 32 - 38 Х 5,0 - 5, 7 Х 1,3 - 1,5 м. (Буква «Л» означает «ленинградский»).

«Специфика определялась тем, что на заводах было много листовой корабельной стали, но не было возможностей для производства горячих работ по гибке и выбивке стальных листов в соответствии с проектным профилем из-за высокой энергоёмкости таких работ. И тогда корпуса стали сваривать из плоских листов. Угловатость, - почти как у танков, - практически не ухудшила ходовые качества тральщиков, к тому же они показали и хорошую живучесть. Головной корабль был заложен 16 июня 1942 года, в ноябре он уже вышел на ходовые испытания и тут же подвергся обстрелу вражеской артиллерии. Всего было изготовлено 92 таких корабля.

В Интернете нашёлся даже единственный снимок тральщика в боевом исполнении с бортовым номером 366. Значит, известно пока, вместе с «Ак. Гамбурцевым», два фото корабля этого типа.

После войны некоторые катера этой серии положили началу формирования флота Польши, часть была передана в ДОСААФ, а наш – в морскую геофизику. Благо, переделывать пришлось немного – сняли носовую и кормовую пушки, два пулемёта с боковых площадок, на месте задней пушки устроили будку для сейсмостанции, под ней – кубрик для личного состава экспедиции, а на самой корме расположили лебёдку с барабаном для размещения косы.

С большой долей вероятности можно предполагать, что «красноводский» экземпляр, получивший номер Т-383 (зав. №156), был заложен 27.02.1944 г. на Ленинградском Петрозаводе, спущен весной 1945 г., вступил в строй 4.08.1945 г. и включён в состав Балтфлота 1.09-1945 г. Принять участие в боевых действиях он в качестве морского катера-тральщика не успел, но флоту с десяток лет послужил. Некоторое время он, возможно, исполнял роль морского водолазного бота «ВМ-13». В 1956 г. переклассифицирован в ГИСУ (Геофизическое исследовательское судно) - сначала под названием «Комета». Он единственный из 92 выпущенных тральщиков этой серии, который в своей биографии имеет такую гражданскую роль, как ГИСУ. Что и позволяет выражать некоторую уверенность в том, что геофизическое судно «Академик Гамбурцев», это - бывший Т-383.

Позже следы корабля теряются. Можно лишь предположить, что работал он до 80-х годов. В 1988 году на Дальнем Востоке было спущено на воду геофизическое судно, названное «Академик Гамбурцев» По традиции, имя корабля передаётся новому, когда заканчивает свою службу предшественник.

Для коллекционеров
Серия катеров-тральщиков «ленинградского» проекта привлекла внимание и судомоделистов. Журнал «Моделист–конструктор», ещё в советские времена поместил чертежи модели этого корабля и дал описание некоторых его боевых дел. Для тех красноводчан, кто, возможно, занимается судомоделизмом, привожу ссылку на источник информации: http://mkmagazin.almanacwhf.ru/ships/pr

P.S. Вот к какому извилистому пути и поиску подтолкнула меня фотография дома на углу Джапаридзе и Мопра (Зелели), помещенная на форуме effendi. Я благодарен ему – он оживил мои воспоминания, которые, возможно, покажутся кому-то интересными, и помог приоткрыть геофизическую страницу из послевоенной истории Красноводска, - «морских ворот» в Среднюю Азию.

P.P.S. Поздравляю всех красноводчан и участников форума с наступающим Новым 2008 годом и...с предстоящим в 2008 году юбилеем: 100-летием первой карты Красноводска, ставшей известной нам благодаря Юрию Аркадьевичу Астанскому. Сердечно поздравляю его с такой находкой. Желаю всем здоровья и счастья.




не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
misha.o.
постоянный участник


Откуда: Израиль, Красноводск-Ашдод
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.01.08 23:21. Заголовок: Юрий пишет: Я благо..


Юрий пишет:

 цитата:
Я благодарен ему – он оживил мои воспоминания, которые, возможно, покажутся кому-то интересными, и помог приоткрыть геофизическую страницу из послевоенной истории Красноводска, - «морских ворот» в Среднюю Азию

а мы благодарны Вам за то что вы открыли нам новую и интересную сторону в истории Красноводска

Спасибо: 0 
Профиль
leka
Старый лентяй


Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.07 11:31. Заголовок: Купалки на моей памя..


Купалки на моей памяти в Красноводске было две : первая с короткими мостками с маленьким лягушатником и 5-ти м. вышкой просуществовала приблизительно до 59-60 года и находилась между станцией ОСВОДа и мостками ведущими к какой-то будке( возможно опреснителю ) , вторую большую купалку построили несколько дальше в 59-60 гг уже используя мостки идущие к "опреснителю" , после того как сгорела первая. Именно вторую описывает Юрий. Вторая купалка дальше выдвигалась в море и в отличии от первой была оснащена большим лягушатником, " палубой" для загорания с навесом, и более роскошной с 5-ти метровой вышкой. Кстати в то же время была заложена и обустроена набережная, на месте вызженного солнцем такыра. Юрий , тут у вас некоторые хронологические неточности. Миша вторая купалка не могла сгореть в начале 60-х годов, она просуществовала по крайней мере до 1972г, мостки слегка обгорели в 70г. Это конечно абсолютно не принципиально, но немножко режет слух диссонанс в датах. Почему я так описываю хронологию красноводских купалок, да потому-что в детстве практически с мая по сентябрь включительно, ежедневно проводил на них, уходили с пацанами в 9-10 ч и приходили домой в 15-16ч, так сказать фиеста по - красноводски.

таити гаити , а нас здесь и так неплохо кормят Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 04.12.07 00:44. Заголовок: leka пишет: первая ..


leka пишет:

 цитата:
первая с короткими мостками с маленьким лягушатником и 5-ти м. вышкой просуществовала приблизительно до 59-60 года и находилась между станцией ОСВОДа и мостками ведущими к какой-то будке( возможно опреснителю), вторую большую купалку построили несколько дальше в 59-60 гг уже используя мостки идущие к "опреснителю"


Я, всё таки, описываю "первую" купалку, или, даже, предшественницу той, которую Вы называете первой. Ибо в Красноводске безвыездно я жил до 1957 года и пожара застать не мог. Во-вторых: на той купалке, где происходило наше зимнее "крещение" вышки не было. Дощатые бассейны - легушатники - были, а вышка находилась только на мостках ОСВОДА. Располагалась же Т-образная купалка действительно между мостками ОСВОДА и мостками опреснителя (они были выдвинуты в море дальше, чем мостки купалки). Да, ещё деталь. Почти в начале мостков находилась будка-касса, и рядом - воротца. В будке брали деньги за вход и иногда выдавали что-то вроде билетов. Мальчишками мы старались просочиться на мостки ОСВОДА - к вышке, а затем переплывали на купалку, как, впрочем, и обратно. На зиму воротца на мостках, естественно, запирались, и нас, любителей зимнего купания, старались не пускать на мостки - даже обматывали воротца колючей проволокой. Это нас не останавливало - мы просто "на весу" обходили эту смешную полосу препятствий. Знай её создатели о наших юношеских проделках, они бы не тратили время попусту. А может ограждение устанавливалось чтобы предотвратить проникновение на купалку по ночам поджигателей?

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
misha.o.
постоянный участник


Откуда: Израиль, Красноводск-Ашдод
ссылка на сообщение  Отправлено: 02.12.07 20:15. Заголовок: Лека в году 67м там ..


Лека в году 67м там гребная база была уже точно и была она перестроенна. сделали два эллинга для байдарок, и мостки в некоторых местах были действительно подгоревшими. вот когда был пожар не помню.

Спасибо: 0 
Профиль
leka
Старый лентяй


Откуда: Беларусь, Минск
ссылка на сообщение  Отправлено: 07.12.07 21:30. Заголовок: Цена билета на ку..


Цена билета на купалку в мальчишеском понятии была несправедливой и чудовищно большой - 2 коп в ценах 61 г . Это же два стакана газировки без сиропа, поэтому будку - кассу обоих купалок обходили по меляку или переплывали с мостков ОСВОДА, благо из вещей не у каждого была даже майка. Но всё таки на первой купалке была вышка, именно с неё я учился прыгать( в смысле меня " прыгнули", когда я залез просто из любопытства), дело в том что её пристроили , видимо поэтому вы её не застали.

таити гаити , а нас здесь и так неплохо кормят Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 09.12.07 19:12. Заголовок: leka пишет: Но всё ..


leka пишет:

 цитата:
Но всё таки на первой купалке была вышка, именно с неё я учился прыгать( в смысле меня " прыгнули", когда я залез просто из любопытства), дело в том что её пристроили , видимо поэтому вы её не застали.


Это наиболдее вероятное объяснение

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.01.08 01:29. Заголовок: Юрий пишет: Сохра..





Юрий пишет:
 цитата:
Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его.





 цитата:
Сохранился и снимок, где автор запечатлён вместе с работниками экспедиции: одним из молодых геофизиков, пришедших в экспедицию сразу после окончания Московского института – Георгием Шишановым - и взрывником, из красноводских. К сожалению, забыл его имя-отчество, но может кто-то узнает его.



quote]В Интернете нашёлся даже единственный снимок тральщика в боевом исполнении с бортовым номером 366. Значит, известно пока, вместе с «Ак. Гамбурцевым», два фото корабля этого типа.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 00:52. Заголовок: От Узун-Ада к Красно..


От Узун-Ада к Красноводску

Красноводские недра привлекли моё внимание не потому, что мне довелось несколько раз испытывать «удовольствие» от землетрясений в Красноводске, начиная с Ашхабадского 1948 года, и не вследствие моей работы в морской геофизике на Каспии. Судьба распорядилась иначе – она, что называется, ткнула меня носом в недра моих родных мест.
Случилось это в 2000 году. В середине ноября этого года, работая в еженедельной газете «Саратовские губернские ведомости», я написал большую статью, посвящённую введению новых строительных норм и правил (СНИП) в связи с изменением нормирования сейсмоопасности. Согласно этим нормам повышалась сейсмическая опасность для Поволжья, в том числе и для Саратова. Появление этого нормативного документа совпало по времени с моими журналистскими занятиями геоморфологией Саратова. Я обратил внимание на трещины, заметные на стенах многих зданий центра города. Пройдя с фотоаппаратом вдоль этих домов, как говорится вдоль и поперёк, я пришёл к выводу, что недра Саратова представляют нечто вроде растрескавшейся плиты, части которой «шевелятся» под действием тех или иных воздействий. Например, в ритме наполнения водой Волгоградского водохранилища (на берегу его, на деле, а не Волги, стоит Саратов) или под влиянием Луны (приливы – отливы в водохранилище). Выводы были очевидны: в случае возможного землетрясения город может быть разрушен именно по границам подземных трещин. Угораздило меня и каркнуть, что в связи с замечаемой активизацией сейсмопроцессов, землетрясения можно ждать когда угодно. Хоть завтра. Завтра, не завтра, но через 10 примерно дней - 25 ноября Саратов тряхнуло с силой, как выяснилось позже, до 5 баллов! Что тут было! Саратов не Красноводск, где к подобному привычны. А когда через 10 дней – 6 декабря - тряхнуло вновь с той же примерно силой, настроение стало близким к панике, тем более что в области обнаружились разрывы трубопроводов. Хорошо хоть не магистральных и не аммиакопроводов. Я же стал в глазах одних чуть ли не предсказателем с «чёрным глазом», в глазах других – экспертом. Сейсмоопасностью озаботился сам губернатор и отдел по Чрезвычайным Ситуациям (ЧС). Была создана областная комиссия по сейсмической опасности, куда был включён и я. Мои схемы города с трещинами и фотографиями стали востребованы, а от комиссии потребовали дать рекомендации на самый худший случай. Мне же стали доступны сведения по сейсмообстановке как в области, так и на более обширной территории. Тогда то я обратил внимание на удивительное обстоятельство: землетрясения в зоне, прилегающей к Красноводску, очень заметно ощущались в Саратове. Мои журналистские публикации вызвали дискуссии по этому поводу. Нижневолжский Институт геофизики, расположенный в Саратове, провёл компъютерную обработку известных землетрясений за длительный период, включая известнейшее Красноводское 1895 года (поставившее точку на Узун-Ада как на железнодорожном пункте), и заканчивая ноябрьским 2000 года (получившим название Бакинского) и декабрьским – Небит-Дагским. Результаты удивили всех. Получалось, что эти землетрясения из всех городов Нижнего Поволжья представляли наибольшую опасность для Саратова. Причина тому – особенности недр, геологических условий, по некоторым признакам общих для Красноводска и Саратова. Такое вот «чудо». Результаты исследований были опубликованы серьёзнейшем журнале «Геофизика» и мне кажется, что некоторые популярные сведения из этой Гео и сейсмо-эпопей могут оказаться интересны красноводчанам, независимо от того, живут ли они ещё в городе, или далеко от него. До сих пор руки не доходили, чтобы поддержать эту тему. Но, занявшись глубоко историей строительства нашего вокзала, мы, естественно, вышли и на эту тему. Ведь наш предшественник – Узун-Ада - не только был разрушен землетрясением 1895 года, но и смыт, как утверждают новейшие данные, цунами. Почему же стихия обошла Красноводск? Попробую рассказать, в меру своих знаний, об этом.


не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Макарова Людмила
постоянный участник




Откуда: Россия, Мостовской, Краснодарский край
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 11:55. Заголовок: Юрий, Вы уж не выезж..


Юрий, Вы уж не выезжайте теперь из Саратова. А то, не ровен час, на возможном новом месте Вашего пребывания тоже тряханет...(шучу)

И на нашей улице перевернется грузовик с шоколадными конфетами! Спасибо: 0 
Профиль
Степа



ссылка на сообщение  Отправлено: 14.01.09 16:00. Заголовок: НЕльхзя ли тест разб..


НЕльхзя ли тест разбить на абзацы?

Спасибо: 0 
Макарова Людмила
постоянный участник




Откуда: Россия, Мостовской, Краснодарский край
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 12:06. Заголовок: А вообще-тема очень ..


А вообще-тема очень занимательная! Человеку всегда жутко интересно то, чего он боится и с чем не может совладать. Как только он находит способ защититься-страх сменяется беспечностью.
Сейсмология-такая необходимая наука. Я, живя в Ашхабаде, одно время работала в республиканском центре мониторинга природной среды. Лаборатории этого центра располагались в а. Кеши- на окраине города. С работы всегда возвращались мимо полуразвалившегося, убогого(если не сказать больше...) одноэтажного барака-института сейсмологии. Всегда возникал вопрос: как же аппаратура в таком здании может точно срабатывать? Ведь к такому зданию страшно было подходить! Оно само сплошь состояло из колебаний! Скорее всего-финансирования должного не было. А ведь проблема еще та!...

И на нашей улице перевернется грузовик с шоколадными конфетами! Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 19:25. Заголовок: Макарова Людмила пиш..


Макарова Людмила пишет:

 цитата:
А вообще-тема очень занимательная!


В запутанном виртуальном пространстве наткнулся на работу Льва Гумилевского «Книга о железных дорогах». А в ней – редкий снимок Узун-Ада и строки, позволяющие сделать вывод, что выбор Узун-Ада начальным пунктом Закаспийской жел. дороги был из тех решений, о которых говорят: скупой платит дважды. Вот этот снимок и цитата, к нему относящаяся:
«В экономических изысканиях участвуют не только будущие строители дороги, но главным образом экономисты и хозяйственники. Насколько важны тщательные и подробные экономические изыскания, показывает история постройки Закаспийской железной дороги. Начальным пунктом этой линии царское правительство назначило Узун-Ада - порт на восточном берегу Каспийского моря.

Порт Узун-Ада на Каспийском море

Севернее Узун-Ада находится портовый город Красноводск, основанный задолго до присоединения к России Закаспийской области и имевший все права на первенство. Однако его интересами пренебрегли ради того, чтобы сократить общую длину линии. Значение Красноводска пало, город хирел и чахнул, а небольшой порт Узун-Ада отстраивался и рос, став начальным пунктом новой дороги.

Но скоро выяснилось, что в бухту Узун-Ада не могут заходить пароходы из-за её мелководья, и вновь построенная дорога оказалась без удобного и прямого морского сообщения через порт с остальной Россией.
Пришлось всё начинать сначала: порт из Узун-Ада перенесли в Красноводск, и линию продолжили до этого города, оставив направление через Узун-Ада, невыгодное и ненужное, чтобы не передвигать дорогу».



не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 19:57. Заголовок: http://keep4u.ru/img..




не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 19:59. Заголовок: Интересно также опис..


Интересно также описание этих мест известным в своё время (а жаль, что только - в своё - Ю.Ч.) путешественником и публицистом П.Я. Пясецким. Вот что он пишет в живописных отчетах о своих путешествиях.

«Баку осталось позади и пароход приближается к восточному берегу Каспия: вот он скрылся за невысоким горным мысом, вот вступил в бухту, вот, наконец, у берегов Узун-Ада. Места крайне однообразны и совершенно бесплодны. Повсюду песок, бледно-желтые массы которого устилают берег, тянутся по долине и далее образуют собою целые горы. Поселок небольшой; выдающиеся постройки в нем представляют собою только железнодорожные здания, все же остальное ничтожно и бедно. Поезд, двинувшись от вокзала железной дороги, вскоре исчезает за холмами, и хотя он направляется далее параллельно берегу Каспийского моря, однако морские виды скрываются от него этими песчаными возвышенностями, и ему предстоит двигаться по однообразной песчаной пустыне.

Такие пески тянутся до с. Михайловского, откуда начиналась прежде железная дорога. Завидев издали станцию, вы прежде всего обращаете внимание на какие-то две громадные цистерны, и вскоре узнаете, что эти чаны еще недавно назначались для опреснения воды: теперь найдено выгоднее и полезнее доставлять воду в этим места по железной дороге. В Михайловском, помимо станции, вы встречаете еще хорошенькое здание русской школы, и все это говорит вам о непрерывной работе России». Источник: «Нива», 1895 г., №3.




не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 20:19. Заголовок: А теперь взглянем на..


А теперь взглянем на снимок. Железная дорога проложена в узкой полосе между берегом моря и холмами, подступившими к берегу. Видимо не только потому, что так удобно перегружать грузы с кораблей в вагоны. А ещё и потому, что другой возможности нет. Но это же – гибель для всего, в случае, если случилось цунами!

Волна от подводного землетрясения из-за мелководья у берега (чего не было у красноводского берега) вздыбилась, и всё, что было разрушено землетрясением, бросила сначала на холмы, а затем, ещё более вздыбившись из-за препятствия, утянула в море и это месиво, и всё, что ещё оставалось не разрушенным при первом натиске.

Вот такая рисуется картина при взгляде на фото Узун-Ада. После этого бедствия Узун-Ада пришлось бы строить заново, рискуя снова всё потерять при повторении землетрясения.
Так что решение о переносе начального пункта железной дороги в Красноводск оказалось очень своевременным. И опасения новых землетрясений не безосновательны. Такова уж природа наших красноводских мест, что, увы, ГЕОлогическая ситуация (а значит – и сейсмические прогнозы), там становится с годами только тревожнее, о чём говорят новые и новейшие данные.

А саратовские геофизики, изучая прохождения сейсмоволн от землетрясений в районе Апшеронско-Челекенского порога и Западного Туркменистана (не могу не сказать о заслуге в этом деле сотрудника геофизической лаборатории Нижневолжского института геологии и геофизики (НИИГГ) Владимира Александровича Огаджанова) открыли серьёзнейшую, и совершенно неожиданную угрозу Саратову от землетрясений…в Красноводском регионе.

Суть открытия в том, что под всем дном Каспия и дальше – под Волгой - на глубине в среднем более 20 км пролегает особый слой (наподобие жидкой магмы), в которой волны распространяются с аномально малым затуханием. Поэтому, если очаг землетрясения располагается на глубине более 20 км, и Красноводск тряхнёт особенно сильно, но и Саратову мало не покажется.

Параметры землетрясения 6 декабря 2000 года таковы (усреднённые данные): время – 17 ч. 11 мин., широта -39 гр. с.ш., (это – чуть ниже Красноводской щироты – 40 гр.), долгота – 54 гр. в.д. – т.е. – в районе Небит-Дага. Там сила землетрясения оценена в 7 баллов по 12 бальной шкале. Глубина по данным РАН - 33 км (как раз на границе двух слоёв), магнитуда в эпицентре – 7,4 балла.

А дальше начинается интересное. Магнитуда в Баку – 4 балла. В Махачкале – 3-4 балла, а в Саратове, расположенном на расстоянии в несколько раз большем, магнитуда – до 5 баллов – почти как в Красноводске! Саратовские геофизики определили так называемые изосейсты – линии, на которых магнитуда колебаний одинакова. Саратов и Красноводск расположены почти на одной изосейсте! Любопытные могут сами определить, что из этой картинки следует (я постараюсь её разместить).

Но главная опасность для Саратова в том, что в одном месте эта аномально проводящая жила поднимается к поверхности земли на расстояние от поверхности менее чем 20 км – как чиряк. Или – более научно – в идее волновода. И это место, судя по карте-схеме, содержащей координаты (также опубликованной в журнале «Геофизика»), находится непосредственно под…плотиной куйбышевского водохранилища, находящейся в десятке километров от Балаковской атомной станции. Другими словами удар сейсмоволны может оказаться направленным в тело плотины и атомной станции.

На саратовцев всё это действует не лучшим образом. По расчётам специалистов в случае разрушения плотины (она выше Саратова) образуется волна в 18 метров высотой, а о Балаковской атомной станции лучше и не думать – Чернобыльская АЭС также располагалась на разломе земной коры.
Вот почему «красноводская» ГЕОлогия, ГЕОфизика и связанная с ними сейсмика воспринимаются здесь (а уж мной – тем более) очень близко к сердцу.
Я постараюсь разместить все иллюстрации к тому, что написал.


не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 21:02. Заголовок: Юрий пишет: под…пло..


Юрий пишет:

 цитата:
под…плотиной куйбышевского водохранилища,



Поправляюсь - саратовского водохранилища. Они так устроены, что у Саратова - Волгоградское водохранилище, а Саратовское водохранилище, плотина которого находится выше Саратова, простирается до Самары.

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 22:03. Заголовок: Юрий пишет: Но глав..


Юрий пишет:

 цитата:
Но главная опасность для Саратова в том, что в одном месте эта аномально проводящая жила поднимается к поверхности земли на расстояние от поверхности менее чем 20 км – как чиряк. Или – более научно – в виде волновода. И это место, судя по карте-схеме, содержащей координаты (также опубликованной в журнале «Геофизика»), находится непосредственно под…плотиной Саратовского водохранилища (Балаковская ГЭС)


На схеме - это белое пятнышко на левом рисунке


не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 22:07. Заголовок: Юрий пишет: Саратов..


Юрий пишет:

 цитата:
Саратовские геофизики определили так называемые изосейсты – линии, на которых магнитуда колебаний одинакова. Саратов и Красноводск расположены почти на одной изосейсте!



не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 20:44. Заголовок: URL: http://www.wdcb..


URL: http://www.wdcb.ru/sep/lithosphere/Caspian_Sea/datas.ru.html

Посмотрите эту ссылку - многое станет понятно

не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Юрий
moderator




Откуда: Россия, Саратов
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.02.08 20:51. Заголовок: Юрий пишет: Посмотр..


Юрий пишет:
[quote]Посмотрите эту ссылку - многое станет понятно

И сравните ссылку с картой нефтяных месторождений между Красноводском и Баку. В этих месторождениях "большая собака зарыта". Чем больше их опусташают, тем большин возникают напряжения и возрастает подвижность слоёв литосферы, которые и без того, как говорится, на ладан дышат. Вот эта карта:



не знаю что это такое и как её поставить Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 204 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 91
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет